Как выбрать крепления для сноуборда
От их качества, технологичности, жесткости, настроек зависит контроль над доской на склоне и легкость перекантовки.
Существуют несколько видов креплений для сноуборда: степ ин (уже не выпускаются), жесткие (для скокростного спуска на жестких направленных досках и в пластиковых ботинках) и мягкие, самые популярные на сегодняшний день.
Из чего состоит крепление:
- база крепления, включающая пяточную дугу и диск для установки градуса,
- хайбек с регулировкой наклона,
- верхняя и нижняя стрепы, ремешки и клипсы.
Клипсы креплений смотрят наружу, поэтому вы легко сможете отличить правое крепление от левого.
Взгляните на диск, на нем указанны градусы от 0 в обе стороны. Дополнительные отверстия в диске предназначены для регулировки положения креплений вперед и назад.
Понимать строение креплений необходимо, прежде всего, потому, что последние технологии и разработки посвящены именно им. В битве за звание лучших участвуют сегодня крепления с наименьшим весом, быстрой системой встегивания и произведенные из самых прочных материалов.
Именно благодаря дизайну строения креплений и подбору самых передовых материалов производителям удается выйти на лидирующие позиции и сделать ваше катание комфортным и прогрессирующим.
Материалы
При производстве материалов для креплений используются настоящие космические технологии. Сегодня главные материалы для лучших креплений – это карбон, стекловолокно, нейлон, различные сплавы из алюминия (многократно усиливающие их прочность), а также сталь высшей пробы для таких частей крепления, как, например, винты. На сегодняшний день это самые крепкие и легкие материалы. Однако стремление приобрести крепления из 100% карбона вряд ли закончится успехом для вашего кошелька. Выбирайте усиление именно там, где это больше всего необходимо, а именно: в области хайбека, пяточной дуги и базы. Соизмеряйте уровень креплений и с уровнем своего катания.
Современные технологии
Ассиметричный хайбек
Такой дизайн хайбеков служит для наилучшего соприкосновения ботинка и крепления, а значит, лучшего контроля и передачи энергии. Хайбек с таким строением отлично фиксирует ногу именно там, где нужно. Рекомендован производителями для широких стоек, а соответственно, больше подойдет для фристайла или джиббинга.
Кстати, как правило, хайбек с таким дизайном имеет облегченную конструкцию, что положительно сказывается на общем весе креплений.
Мертвые зоны
То место, где крепления присоединяются к сноуборду, является точкой, где вы хуже всего чувствуете доску, а сноуборд, соответственно, хуже всего гнется. Конечно, если вы только начинаете кататься, то вряд ли это сможете почувствовать. Однако, повышая уровень катания, вы поймете, что именно принято называть такими мертвыми зонами.
В своем стремлении к совершенству производители креплений пытаются уменьшить площадь таких зон. Достигается это за счет уменьшения площади базы, у разных производителей имеются разные запатентованные способы. Кто-то уменьшает площадь дисков, кто-то адаптирует базу креплений под рокерные доски.
Также отличным, на наш взгляд, решением является монтирование в базу специальных амортизационных подушек. Они, как ABS, защищают тебя при особо жестких приземлениях и значительно уменьшают уровень вибрации.
Стрепы
Стрепы не просто соединяют твою ногу с базой крепления. В современных креплениях стрепы, как верхний, так и нижний, делают это по-умному. Они выполнены из материала, который запоминает форму ботинка и упрощает процесс встегивания. Кроме того, поверхность стреп способна отлично распределять энергию. В результате даже при самой сильной фиксации нога не будет пережата.
Большинство дизайнерских решений было сфокусировано на конструкции нижнего стрепа. Так, на сегодняшний день существует несколько вариаций.
Стреп с традиционной фиксацией поверх ботинка. Подобный тип крепления можно встретить у всех производителей. Из плюсов такой системы – стабильность, неплохая фиксация и наименьший риск попадания снега под сам стреп.
Популярный вариант нижнего стрепа – cap strap. Такой стреп, по утверждению производителей, лучше фиксирует ногу в креплении, прижимая ботинок по длине, что очень важно при катании вне трасс или в парке. Однако важно идеально подогнать стреп под ботинок, иначе попадание снега, сползание стрепа вниз и ослабление фиксации неизбежны.
Лучшим, на наш взгляд, технологическим решением в конструкциях нижнего стрепа является мульти стреп. Это значит, что крепить его можно в двух позициях, на ваше усмотрение.
Стиль катания
Одним из важных параметров является стиль катания, под который стоит выбирать крепления. Среди производителей нет четкой градации по стилям, однако есть некоторые схожие черты.
- Крепления для технического фристайла/фрирайда можно назвать самыми жесткими среди всех существующих на рынке. Действительно, для катания в глубоком снегу или сильных амплитудных трюков на трамплинах нужная самая надежная фиксация.
- Крепления для джиббинга, наоборот, более мягкие.
- Крепления All mountain – самые универсальные и на практике подходят для любого типа катания.
Здесь стоит отдельно рассказать о креплениях фирмы Flow. Система крепления у этой компании отличается от всех других производителей. Это система Step-in-Go. Так, вместо двух ремешков стоит единый стреп, который довольно комфортно охватывает ботинок. Также хайбек откидывается назад, что позволяет быстрее пристегнуться. Существуют различные мнения о плюсах и минусах такой системы. Неоспоримым плюсом является быстрота и простота встегивания.
Установка креплений
Итак, вы уже подобрали идеальную для себя пару. Теперь актуален вопрос установки крепления на сноуборд. Вы с легкостью можете сделать это самостоятельно.
Учтите, что доска должна подходить к креплениям, здесь могут быть нестыковки. Например, фирма Burtonделает доски с закладными, которые подойдут только для креплений этой же фирмы, так что на это нужно обращать внимание. У Burton существует особая система закладных EST, правда, не на всех досках, но надо быть внимательным. В крайнем случае для них существуют специальные переходники на обычные крепы, но это лишние траты и неудобства. И надо отметить, что крепления Burton с системой EST подходят только для сноубордов с такой же системой. Однако это скорее исключение, чем правило. В основном производители стремятся делать крепления, которые подходили бы к абсолютно любому сноуборду.
Стойка
Какой ногой вперед вы катаетесь?
Есть стойка «регуляр» – левой ногой вперед, есть «гуффи» – правой. Начинающим сложно определиться с самого начала. Вашу стойку вы поймете в процессе катания, какой ногой вперед вам будет удобно ехать. Но есть проверенный способ узнать это и в домашних условиях, который работает на 99%. Попросите, чтобы вас толкнули в спину. Какую ногу вы выставляете вперед, та и ведущая. Проверьте несколько раз для закрепления результата.
Итак, вы, например, гуффи. Правая нога у вас впереди. То есть правое крепление вы ставите ближе к носу сноуборда.
Для чего столько закладных?
Для регулировки ширины стойки. Одному более удобна широкая стойка, особенно во фристайле, другому, наоборот, узкая. Для начала поставим универсальную среднюю стойку и выберем средние закладные.
При установке креплений, когда вы уже определились с вашей стойкой, необходимо учитывать ведущую ногу.
Выбор углов установки креплений – важный аспект
Для этого присмотритесь к шкале градусов, указанных на креплениях, и прислушайтесь к своим ощущениям. В среднем угол поворота крепления для задней ноги около 10 градусов, для передней - 15-18 градусов, но это дело вкуса и стиля райдера. Многие предпочитают так называемую стойку duck с одинаковым углом для задней и передней ноги, что особенно хорошо в парке при катании в свиче (не в свою сторону).
Сегодня у производителей бордов и креплений отмечается тенденция смещения отверстий под крепления назад, что позволяет придать доске более плавный ход. Кроме того, крепление со смещением дает возможность легче двигаться по снегу, не тонуть в нем и не увязать – идеальное решение при катании в глубоком снегу.
Какие купить крепления?
Главный момент при покупке креплений – это их совместимость с вашими ботинками.
Во-первых, ботинки и крепления должны подходить по размерам. Вставьте свой ботинок в крепление и затяните стрепы. Обратите внимание на носок, он не должен сильно торчать или, наоборот, тонуть в креплении. В большинстве моделей имеется газ-педаль, которую можно регулировать вперед или назад в зависимости от размера вашего ботинка.
Обратите также внимание на длину стрепов, они не должны быть слишком длинные или слишком короткие. Не должно быть ситуаций, когда ботинок болтается и длина стрепа слишком большая, чтобы его зафиксировать, или, наоборот, ботинок встегивается с трудом.
Во-вторых, проверьте совместимость комплектующих. Встегните ботинок в крепление и внимательно посмотрите. Пятка должна быть утоплена в угол крепления, при этом подошва ботинка должна ровно стоять на базе, а задняя часть плотно прилегать к хайбеку крепления.
Обратите внимание. Когда вы будете встегиваться в крепления, не наступайте на ремешки и стрепы, вы можете их сломать. При перевозке соберите хайбек и закройте стрепы, чтобы не повредить ремешки.
Если вы покупаете снаряжение одного бренда или уже готовый комплект, то можете быть уверены, что все подойдет и будет работать, как надо, а при катании вы не почувствуете дискомфорта.
При выборе креплений не забудьте обратить внимание и на внешний вид. Сегодня расцветка и дизайн очень различаются, варьируя в диапазоне от флуоресцентных ярких до темных милитари цветов. Кроме того, некоторые производители включают в свои коллекции крепления, над дизайном которых работали знаменитые художники, иллюстраторы или сами райдеры. Но не забывайте: каким бы ни был дизайн креплений, он должен отражать на склоне вашу индивидуальность.